Это не первоапрельская шутка! В далеком июле 1997 года состоялась первая марсианская экспедиция, в ходе которой на «красную планету» был доставлен посадочный модуль с марсоходом Rover на борту. Знаменательно, что это был один из первых полетов, в ходе которого применялась серийно выпускаемая аппаратура передачи данных – радиомодем RNet 9600, разработанный и выпускавшийся компанией Dataradio (Канада).

Ограничения систем связи стандартов GSM-R и TETRA по обмену данными

Системы связи GSM-R и TETRA изначально создавались как многоканальные «голосовые», предусматривающие обмен речевыми сообщениями между значительным количеством абонентов в географических зонах с высокой плотностью населения, и для решения этой задачи они являются лучшим на сегодняшний день решением. Однако обмен данными предъявляет несколько иные требования к средствам связи, более того, эффективность адаптированной для передачи данных системы «голосовой» связи серьезно зависит от характера и передаваемых данных. Реализованные в современных «голосовых» средствах связи принципы работы, направленные на их оптимизацию в части голосовой связи, во многом являются серьезным ограничением при обмене данными. Например, в транковой системе отсутствует жесткое закрепление канала между абонентами на весь период установления связи1. С этой целью в такой системе используются служебный и группа информационных каналов. Запрос на доступ к информационному каналу, по которому производится речевой обмен, принимается по служебному каналу связи. При получении запроса от абонента система автоматически находит свободный информационный канал и предоставляет доступ к нему. Если один канал в системе уже занят, а другая группа абонентов пытается установить связь, то система автоматически предоставит второй канал в их распоряжение. Относительно быстрая смена каналов связи для одних и тех же абонентов в процессе сеанса связи позволяет использовать паузы в переговорах одной группы абонентов для обеспечения связью другой. В результате при прочих равных пропускная способность у транковой системы при обмене голосовыми сообщениями оказывается в разы выше, чем у обычной (конвенциональной) системы «голосовой» связи.

Общие положения

Эффективность решения задач, стоящих перед подвижными подразделениями служб общественной безопасности различной ведомственной принадлежности (МВД, МЧС, Минздрава и др.), может быть существенно повышена в результате совершенствования их информационной инфраструктуры и создания единого информационного пространства для стационарных органов управления и подвижных сил. Данная задача может решаться в рамках развертывания Автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ), предназначенных для планирования использования, мониторинга работы, управления действиями и информационного обеспечения мобильных подразделений в оперативной зоне. Важнейшим элементом информационной инфраструктуры следует считать средства управления и информационного обеспечения, которые, в значительной степени, определяют возможности отдельных подразделений и дежурных частей по решению стоящих оперативных задач.

Времена Интернета вещей и сотовой связи очередного поколения не отменяют действие основополагающих законов в радиотехнике и теории информации, а лишь в очередной раз подтверждают их. Так ли это? Хорошо известный закон Мура1, которому в апреле текущего года исполнилось 50 лет, отражает быстрый рост производительности современных вычислительных средств, связанные с ним ускорение обработки и рост потоков данных в информационных системах. В то же время, пропускная способность обеспечивающих функционирование этих информационных систем каналов связи растет значительно медленнее. Рост последней сдерживается не только технологическими, но и географическими факторами – средства связи и обмена данными должны функционировать на обширных территориях, часто с отсутствующей обеспечивающей инфраструктурой, надежно охватить которые становится все сложнее.

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные c созданием узкополосных технологических радиосетей1 обмена данными УКВ-диапазона повышенной надежности и живучести, предназначенных для развертывания в районах со слабо развитой телекоммуникационной инфраструктурой и условиями сурового климата. Описаны особенности построения и функциональные возможности таких радиосетей. Актуальность представленной в статье информации обусловлена расширением работ по освоению Западной Сибири и морского шельфа, а также активизацией хозяйственной деятельности в Арктических районах Российской Федерации, где строительство технологических радиосетей часто не имеет альтернативы.

Технологическая радиосеть обмена данными на радиотехнической платформе Viper-SC+

Рассматриваемая радиосеть поддерживает все известные топологии, включая наиболее часто применяемую - «точка – много точек». Сеть строится с использованием только радиомодемов Viper-SC+, либо базовых станций Viper-SC+ base station и радиомодемов. В обоих случаях предусмотрена возможность использования ретранслятора для увеличения оперативной зоны радиосети.

В настоящей статье представлен краткий обзор возможностей по использованию узкополосных технологических радиосетей обмена данными диапазона ультракоротких волн в интересах деятельности подразделений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) в арктических районах Российской Федерации. Дана краткая информация об областях применения радиосетей на базе современных радиомодемов Viper-SC+ и преимуществах таких радиосетей. Статья предназначена для руководителей и технических специалистов Росгидромета, связанных с проведением практических работ в арктических районах.

В настоящей статье рассматриваются технические характеристики и функциональные возможности узкополосного радиомодема Guardian УКВ-диапазона, предназначенного для замены широко используемых в настоящее время в российском топливно-энергетическом комплексе радиомодемов Dataradio T-Base/T-96SR производства американской компании CalAmp. Новый радиомодем Guardian полностью совместим с заменяемым оборудованием. Он позволяет (может) продлить сроки эксплуатации действующих радиосетей за счет постепенной замены эксплуатируемого оборудования без модификации схемы коммутации в радиосети. Применение нового модема в действующих радиосетях позволяет последовательно повышать их функциональные возможности. Представленные в статье данные актуальны для построения технологических радиосетей сбора данных и управления нового поколения, в том числе, предназначенных для обслуживания Интеллектуальных электроэнергетических сетей (Smart Grid, «умная» или активно-адаптивная сеть).

Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных созданию интегрированной Автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом (АСОДУ ГТК) «Иртыш», первоначально создававшейся для угольного разреза «Восточный» (Экибастузский район, Республика Казахстан). В ней раскрываются основные принципы и особенности создания современных автоматизированных систем управления для открытых разрезов и описаны основные подходы к реализации оперативно-диспетчерского управления промышленным железнодорожным и автомобильным транспортом при выполнении задач по транспортировке горной породы на примере интегрированной системы, охватывающей все основные технологические комплексы предприятия. Статья рассчитана на руководителей и технических специалистов предприятий горнодобывающей промышленности, промышленного железнодорожного транспорта и электроэнергетики.

Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных созданию интегрированной Автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом (АСОДУ ГТК) «Иртыш», первоначально создававшейся для угольного разреза «Восточный» (Экибастузский район, Республика Казахстан). В ней раскрываются основные принципы и особенности создания современных автоматизированных систем управления для открытых разрезов и описаны основные подходы к реализации оперативно-диспетчерского управления промышленным железнодорожным и автомобильным транспортом при выполнении задач по транспортировке горной породы на примере интегрированной системы, охватывающей все основные технологические комплексы предприятия. Статья рассчитана на руководителей и технических специалистов предприятий горнодобывающей промышленности, промышленного железнодорожного транспорта и электроэнергетики.

Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных созданию интегрированной Автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом (АСОДУ ГТК) «Иртыш», первоначально создававшейся для угольного разреза «Восточный» (Экибастузский район, Республика Казахстан). В ней раскрываются основные принципы и особенности создания современных автоматизированных систем управления для открытых разрезов и описаны основные подходы к реализации оперативно-диспетчерского управления промышленным железнодорожным и автомобильным транспортом при выполнении задач по транспортировке горной породы на примере интегрированной системы, охватывающей все основные технологические комплексы предприятия. Статья рассчитана на руководителей и технических специалистов предприятий горнодобывающей промышленности, промышленного железнодорожного транспорта и электроэнергетики.

Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных созданию интегрированной Автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом (АСОДУ ГТК) «Иртыш», первоначально создававшейся для угольного разреза «Восточный» (Экибастузский район, Республика Казахстан). В ней раскрываются основные принципы и особенности создания современных автоматизированных систем управления для открытых разрезов и описаны основные подходы к реализации оперативно-диспетчерского управления промышленным железнодорожным и автомобильным транспортом при выполнении задач по транспортировке горной породы на примере интегрированной системы, охватывающей все основные технологические комплексы предприятия. Статья рассчитана на руководителей и технических специалистов предприятий горнодобывающей промышленности, промышленного железнодорожного транспорта и электроэнергетики.

Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных созданию интегрированной Автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом (АСОДУ ГТК) «Иртыш», первоначально создававшейся для угольного разреза «Восточный» (Экибастузский район, Республика Казахстан). В ней раскрываются основные принципы и особенности создания современных автоматизированных систем управления для открытых разрезов и описаны основные подходы к реализации оперативно-диспетчерского управления промышленным железнодорожным и автомобильным транспортом при выполнении задач по транспортировке горной породы на примере интегрированной системы, охватывающей все основные технологические комплексы предприятия. Статья рассчитана на руководителей и технических специалистов предприятий горнодобывающей промышленности, промышленного железнодорожного транспорта и электроэнергетики.

В настоящей статье рассматриваются отдельные технические вопросы, связанные с созданием узкополосных технологических радиосетей обмена данными УКВ-диапазона с использованием перспективных радиомодемов Guardian. Представленные в статье данные могут использоваться при проектировании и развертывании технологических радиосетей сбора данных и управления нового поколения в топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, промышленности и на транспорте.

В настоящей статье рассматриваются вопросы создания и использования узкополосных технологических радиосетей обмена данными диапазона ультракоротких волн (УКВ) в интересах функционирования перспективных автоматизированных систем управления (АСУ) поездами, создаваемых в США и Европе в рамках целевых программ PTC (Positive Train Control – точное управление поездом) и CBTC (Communications Based Train Control – управление поездом на основе радиосвязи). Представлена информация о современных специализированных технических средствах связи и передачи данных, созданных и эксплуатируемых за рубежом для обеспечения работы вышеуказанных АСУ. Затронуты отдельные аспекты разработки аналогичных отечественных систем. Статья рассчитана на технических специалистов в области автоматизированных систем управления и сбора данных на железнодорожном транспорте.

В настоящей статье рассматриваются вопросы использования средств диагностики и удаленного мониторинга технического состояния оборудования узкополосных технологических радиосетей1 обмена данными, построенных на радиомодемах Dataradio T-96SR/T-Base (T-96SR), Integra-TR/I-Base, Guardian/T-Base (Guardian) Viper-SC/Viper-SC base station с целью повышения надежности и живучести радиосети, а также сокращения эксплуатационных расходов. Представленные данные актуальны для построения технологических радиосетей сбора данных и управления нового поколения, в первую очередь, в топливной и электроэнергетике.

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные c созданием узкополосных технологических радиосетей обмена данными УКВ-диапазона повышенной надежности и живучести для ответственных систем. Описаны особенности построения и функциональные возможности таких радиосетей, и дано их краткое сравнение с проводными сетями аналогичного назначения. Статья предназначена для специалистов, связанных с организацией связи на объектах повышенной опасности, а также обеспечением функционирования автоматизированных систем управления на важных распределенных объектах.

Базовая станция повышенной надежности и живучести

Наибольший ущерб при эксплуатации технологической радиосети возникает в результате выхода из строя базовой станции, которая обеспечивает работу всей радиосети. В связи с этим именно этот компонент радиосети является наиболее важным и требует максимальной защиты от аварий и сбоев в работе. Ниже представлены варианты реализации базовых станций, обладающих различными по степени характеристиками надежности.

В настоящей статье представлена краткая информация о Системе радиоуправления и контроля стрелочными переводами (СРКСП) на базе узкополосных радиомодемов Viper-SC+ для путей промышленного железнодорожного транспорта на примере ее реализации в АО «Лебединский ГОК» (г. Губкин, Белгородская область). Дано описание возможностей технологических радиосетей обмена данными для предприятий промышленности и транспорта. Статья предназначена для руководителей и технических специалистов, связанных с организацией движения промышленного железнодорожного транспорта, а также компаний-интеграторов, разрабатывающих и внедряющих автоматизированные системы управления для промышленного железнодорожного транспорта.

В настоящей статье представлена краткая сравнительная информация о возможностях узкополосных технологических радиосетей управления и сбора данных, реализованных на оборудовании, предназначенном для работы в лицензируемых и открытых (не требующих радиочастотного присвоения) диапазонах радиочастот. Представлены некоторые особенности использования вышеуказанных технических средств применительно к различным приложениям.