Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных созданию интегрированной Автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом (АСОДУ ГТК) «Иртыш», первоначально создававшейся для угольного разреза «Восточный» (Экибастузский район, Республика Казахстан). В ней раскрываются основные принципы и особенности создания современных автоматизированных систем управления для открытых разрезов и описаны основные подходы к реализации оперативно-диспетчерского управления промышленным железнодорожным и автомобильным транспортом при выполнении задач по транспортировке горной породы на примере интегрированной системы, охватывающей все основные технологические комплексы предприятия. Статья рассчитана на руководителей и технических специалистов предприятий горнодобывающей промышленности, промышленного железнодорожного транспорта и электроэнергетики.
Общие сведения
В технологическом процессе добычи и транспортировки угля на разрезе «Восточный» задействованы семь железнодорожных станций, оснащенных устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). К началу реализации проекта создания Автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом на железнодорожной сети применялась система централизации стрелок и сигналов, использовавшая в качестве основной элементной базы электромагнитные реле. Область управления движением поездов на станциях оставалась фактически свободной от применения компьютерных технологий, все основные технические решения и средства, применявшиеся на предприятии, к моменту начала проекта сильно устарели и практически полностью исчерпали свой ресурс. Основные функции управления движением осуществлялись по радиосети голосовой связи.
В основе процесса управления движением железнодорожного транспорта использовалась комбинация устройств традиционной системы СЦБ и средств голосовой производственной радиосвязи. Такое взаимодействие часто вызывало несогласованность в действиях между диспетчерами на погрузке и поездными диспетчерами, машинистами электровозов и машинистами экскаваторов. Такая несогласованность в действиях не только ограничивала производственные возможности, но и не обеспечивала требования к безопасности технологического процесса. В связи с этим заказчик принял решение о создании на предприятии современной Микропроцессорной системы управления устройствами СЦБ (МСУ СЦБ).
МСУ СЦБ железнодорожной станции Фестивальная
Железнодорожная станция Фестивальная задействована в пропуске между разрезом и отвалом локомотивосоставов, обеспечивающих вывоз вскрышной породы (основное назначение), а также приеме и обработке хозяйственных грузов, обслуживании и ремонте подвижного состава. Характеристика станции в части развития системы СЦБ представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Информация о железнодорожной станции Фестивальная разреза «Восточный».
Наименование станции |
Количество стрелок |
Из них спаренных |
Количество счетных пунктов |
Количество участков |
---|---|---|---|---|
Фестивальная |
94 |
22 |
195 |
166 |
После завершения проектирования на станции была развернута МСУ СЦБ, разработанная специалистами ОАО «ВИСТ Групп», которая представляет собой полнофункциональную систему для железнодорожной станции, обеспечивающую оператора системы средствами безопасного и эффективного управления движением. Она позволяет обеспечить качественно новый уровень управления движением железнодорожного транспорта, безопасности, надежности и эффективности в районе станции, а также взаимодействие с соседними станциями.
Система представляет собой комплекс средств микропроцессорной техники, обеспечивающий выполнение функций автоматизированного рабочего места дежурного по станции (оператора системы) и устройств электрической централизации. Она внедрена как составная часть АСОДУ ГТК и корпоративной информационной системы.
При установке системы, традиционные постовые системы СЦБ были заменены на современные программно-аппаратные средства, позволяющие свести к минимуму влияние на работу системы человеческого фактора и повысить информированность операторов об обстановке на станции:
- статив блочно-релейной маршрутизации и релейной системы управления стрелками от пульта дежурного был заменен полевой шиной с модулями УСО и программами управления маршрутов:
- пульт дежурного станционного поста был заменен на контроллеры МСУ и мониторы:
Рис 2. Пульт управления МСУ СЦБ.
- электрический пульт был заменен на широкоформатный дисплей коллективного пользования на базе видео стены:
По сравнению с релейными системами централизации, МСУ СЦБ обладает следующими основными преимуществами:
- существенно меньшими габаритными размерами оборудования, что позволяет производить замену системы централизации на действующих станциях без строительства новых постов ЭЦ, а также оборудовать мобильные посты ЭЦ на базе железнодорожных вагонов для эксплуатации в зоне проведения горновзрывных работ;
- более простым восприятием циркулирующей в ней информации и наличием современного интерфейса взаимодействия, позволяющего осуществлять управление с использованием стандартной клавиатуры и манипулятора типа «мышь»;
- значительно меньшим энергопотреблением, позволяющим снизить эксплуатационные затраты и высвободить электрические мощности;
- более низкими затратами на техническое обслуживание в процессе эксплуатации.
Кроме того, для развертывания МСУ СЦБ требуется выполнение значительно меньшего объема строительно-монтажных работ по сравнению с релейными системами централизации.
Функциональные возможности
МСУ СЦБ предоставляет эксплуатационному и техническому персоналу полную информацию о состоянии устройств СЦБ на станции с возможностью ее автоматического экспорта в другие информационные системы предприятия, включая Автоматизированную систему диспетчерского управления (АСДУ) и Автоматизированную систему управления предприятием (АСУП). Она непрерывно регистрирует информацию о действиях эксплуатирующего систему персонала с целью ее последующего анализа.
Кроме того, МСУ СЦБ обладает набором технологических функций, при вспомогательном режиме управления, реализуемого в случае возникновения отказов в устройствах СЦБ, в число которых входят следующие:
- прокладка маршрута без открытия сигнала;
- блокировка секций для исключения задания по ним маршрута;
- блокировка стрелок на макет при отсутствии контроля положения.
В составе МСУ СЦБ имеется расширенный набор функций для организации движения в режиме вспомогательного управления, включая:
- установку и снятие позывного подвижной единицы на секцию оператором вручную;
- автоматическую подачу позывного подвижной единицы с секции отправления на секцию прибытия при движении поезда по замкнутому маршруту;
- установку объектов учета простоев по станции (объекты погрузки и выгрузки, например, погрузочные экскаваторы);
- установку кода груза для локомотивосоставов и его автоматическая смена объектами учета простоев;
- управление и контроль состояния всех станционных систем, непосредственно не являющихся элементами системы централизации: обдува и обогрева стрелочных переводов, полива думпкаров и другие технологические объекты, управление и контроль за которыми возложены на оператора системы.
В составе МСУ СЦБ на станции Фестивальная внедрена система счета осей, которая контролирует несанкционированный проезд запрещающего показания светофора с передачей информации дежурному персоналу.
В основном режиме МСУ СЦБ предоставляет полную информацию о текущем состоянии всех объектов станции и поездной обстановке (состояние секций, причины их закрытия, предупреждения по секциям, позывные подвижных единиц, занимающих секции или участвующих в маршрутах).
При движении поезда по маршруту и его разделке происходит автоматическое перемещение позывного единицы от секции отправления на секцию прибытия. Информация о состоянии секций, стрелочных переводов и светофоров позволяет прокладывать и отменять маневровые и поездные маршруты, переводить стрелки, закрывать и открывать управляемые переезды с помощью электронной панели сигнальных кнопок при исправности указанных устройств, а также при неисправностях во вспомогательном режиме. Кроме того, с рабочего места пользователя предусмотрена возможность установки позывного подвижной единицы, предупреждений и причин закрытия для движения участков пути, а для стрелочных переводов – установка колпачков блокировки и неисправности. В любом месте мнемосхемы оператором может быть оставлена запись произвольной формы.
В МСУ СЦБ реализован ряд принципиально новых функций централизации, не использовавшихся ранее:
- дополнительный уровень безопасности движения подвижных единиц, который обеспечивается за счет логического контроля занятости секций с запоминанием позывного подвижной единицы: секция занята по прибытию подвижной единицы;
- новое состояние секции – «Захват» на этапе прокладки маршрута;
- состояние «Замыкание в маршруте» на этапах контроля и ожидания разделки;
- ручное выполнение операции «Прибытие подвижной единицы» на секцию, которая с этого момента будет контролироваться как занятая на равных правах с сигналами от путевых реле;
- «логический» уровень занятости секций участвует во всех проверках безопасности прокладки, контроля и разделки маршрутов на равных правах с сигналами путевых реле;
- выполнение операции «Исполнение маршрута», как замены автоматической разделки маршрута, для случаев переноса позывного подвижной единицы в маршрутах, имеющих в своем составе ложно занятые секции, и для станций, на которых временно не работает система контроля занятости (в аварийном режиме);
- визуализация передвижения по маршрутам и стоянок подвижных единиц с отображением позывных в диспетчерском круге и пиктограмм четырех видов для различных типов железнодорожной техники;
- при объединении МСУ СЦБ станций района или предприятия в единую вычислительную сеть, операторы только наблюдают перемещения подвижных единиц без необходимости ручных манипуляций. Позывные подвижных единиц передаются с секции на секцию, со станции через перегоны на другую станцию автоматически системой маршрутизации;
- ручное управление прибытием и убытием подвижной единицы на секцию станции путем выбора позывного из структурированных списков по видам подвижных единиц.
Предусмотрено выполнение следующих операций:
- формирования и расформирования составных поездов, имеющих на мнемосхеме специальную индикацию;
- управления установкой сетевых соединений с соседними станциями с обеспечением возможности полной или частичной автономной работы станции;
- совместного управления одним перегоном с двух станций и передача позывных подвижных единиц, выполняющих движение по блок-участкам;
- ручной привязки объекта учета простоев к секции с выбором из списка, содержащего надпись, код груза и норматив простоя и индикацией на мнемосхеме. При этом МСУ при занятии секции технологическим локомотивосоставом автоматически зафиксирует начало простоя и включит таймер, при превышении норматива предупредит оператора изменением цвета объекта и пиктограммой.
Результаты внедрения
Наиболее весомым эффектом от внедрения МСУ СЦБ явилось повышение пропускной способности станции, функционировавшей на пределе первоначально заложенных в нее возможностей. По оценке заказчика, средний ежемесячный объем вывоза вскрышной породы через станцию Фестивальная в первые шесть месяцев после внедрения МСУ СЦБ возрос на 1,9-6,9% или на 410 тыс. м3, что эквивалентно добыче дополнительно 250 тыс. тонн угля без увеличения количества задействованных в процессе перевозки локомотивосоставов.
Система позволила поднять качество организации движения поездов, сократить потери при перевозках, повысить производительность труда эксплуатационного и технического персонала, а также улучшить условиях их труда, повысить их информированность в процессе управления перевозками и за счет этого снизить риски аварий и продолжительность нетехнологических простоев в среднем на 3%. Морально устаревшее станционное оборудование было заменено на современное микропроцессорное, адаптированное к потребностям производства. В результате продолжительность годового объема работ на восстановление и поддержание в работоспособном состоянии системы СЦБ сократился более чем на 200 часов.
Наиболее весомым эффектом от внедрения МСУ СЦБ явилось повышение пропускной способности станции, функционировавшей на пределе первоначально заложенных в нее возможностей. По оценке заказчика, средний ежемесячный объем вывоза вскрышной породы через станцию Фестивальная в первые шесть месяцев после внедрения МСУ СЦБ возрос на 1,9-6,9% или на 410 тыс. м3, что эквивалентно добыче дополнительно 250 тыс. тонн угля без увеличения количества задействованных в процессе перевозки локомотивосоставов.
Продолжительность годового объема работ на восстановление и поддержание в работоспособном состоянии системы СЦБ сократился более чем на 200 часов.
Перспективы развития
Проектом создания АСОДУ ГТК предусматривается последовательное расширение уже развернутой МСУ СЦБ на оставшиеся станции и организации централизованного управления движением на всей сети.
Дополнительно предусматривается проведение комплекса работ по ряду направлений, напрямую или косвенно связанных с развитием МСУ СЦБ, включая:
- внедрение автоматически формируемого графика исполненного движения для подвижного железнодорожного состава;
- установку управляемых по радиоканалу стрелочных переводов;
- трансляцию в реальном масштабе времени данных о текущем состоянии стрелочных переводов и светофоров на монитор машиниста;
- информирование машиниста о входе в зону выполнения дорожно-путевых работ;
- автоматической трансляции информационных сообщений о проследовании через станцию поездов по каналам громкоговорящей связи.
Ожидается, что в результате реализации проекта на предприятии будет создана и введена в эксплуатацию современная комплексная система управления перевозками и движением, которая позволит существенно расширить возможности по обеспечению всего технологического процесса добычи угля в части организации согласованного управления эксплуатацией железнодорожного и автомобильного транспорта. Значительная роль в решении этой задачи отводится созданию микропроцессорной системы управления устройствами сигнализации, централизации и блокировки как одного из наиболее перспективных средств совершенствования управления станциями промышленного железнодорожного транспорта.
Таким образом, в результате внедрения МСУ СЦБ станции Фестивальная уже на первом этапе реализации проекта существенно расширились функциональные возможности по оперативному управлению движением при соблюдении всех требований в части безопасности, а каждодневная работа операторов существенно упростилась.